Роль тренера в динамике развития команды

24 октября 2015, 18:10
0
78

Все преимущества командной подготовки атлетов, занимающихся индивидуальными видами спорта, пойдут на пользу только при наличии позитивной атмосферы внутри команды. Негативная динамика может привести к снижению результатов спортсменов. Ответственность за “теплый климат” полностью ложиться на плечи главного тренера. От него в очень большой степени зависит успех команды. Примером послужит недавняя победа выступающей в NBA Los Angeles Lakers, которую связывают с работой главного тренера Фила Джексона (Phil Jackson). Добившись успеха с Chicago Bulls, Джексон возглавил Los Angeles Lakers, состоящую из талантливых игроков, нуждавшихся в лидере, и привел команду к чемпионству в свой первый год пребывания на почту.

Влияние тренера и уровень взаимопонимания в команде сложно переоценить. При создании положительной атмосферы внутри нее необходимо учитывать следующие факторы: наличие признанного лидера, коммуникация внутри группы и индивидуальная ответственность. Все это очень поможет при создании позитивного духа, который, в свою очередь, отразится на результатах спортсменов.

Признание пловцами авторитета тренера имеет важнейшее значение. Он должен брать на себя роль лидера, устанавливая правила и границы, формируя тот тип поведения, какой он ожидает от своих атлетов. Однако если тренер выделяет в группе человека, обладающего лидерскими качествами, то вполне может выдвинуть его на эту роль. Такое положение дел помогает убедиться, что тренер осознает положительные стороны работы в команде. Наличие лидера-спортсмена в группе – фактор, объединяющий ее членов, а также помогающий пловцам учиться друг у друга.

Тренеру также нужно стимулировать развитие коммуникации между атлетами. При ее наличии каждый может получить отзыв “со стороны” о своей работе, что дает толчок к обучению. Ничего хорошего нет в том, если интересные идеи или одобряющие ремарки остаются невысказанными из-за плохо налаженных отношений внутри команды.

Так как она состоит из множества личностей, очень здорово, если все члены ответственны за ее будущее. Порой некоторые спортсмены не выказывают особого желания участвовать в судьбе команды. Они не чувствуют никаких обязательств. Тренер же должен быть уверен, что каждый пловец ручается за свои действия и чувствует себя обязанными по отношению к своим товарищам. Наличие сильного и признанного всеми лидера в лице тренера и прочные внутрикомандные связи помогают развить у всех пловцов чувство общности и принадлежности к группе.

Существует несколько универсальных способов создания крепкой команды, но наставнику следует учитывать, что каждая из них уникальна. Из года в год, по мере ухода из группы старых пловцов и появления юных, меняется обстановка внутри нее. Помните, что преимущества положительной атмосферы внутри команды огромны. Коллективная работа полезна пловцам всех уровней, от олимпийских чемпионов до подающих надежды новичков. Помимо позитив и веселья тренировки в команде помогают атлетам быстрее прогрессировать.

Выводы

  • Тренеры и атлеты работают вместе для улучшения собственных результатов;
  • Командная подготовка позволяет добиваться более высоких показателей по сравнению с индивидуальной тренировкой;
  • Три ключевые характеристики положительной командной динамики: прочные коллективные связи, возможность учиться друг у друга, дух состязательности;
  • Совместный опыт тренировок рождает прочные внутрикомандные связи;
  • Человек, достигший успеха в плавании, скорее всего преуспеет и в других областях;
  • Что касается работы в команде, то очень часто люди учатся успеху у окружающих;
  • Атлет должен уметь не только добиваться результата, но и выигрывать;
  • Дух состязательности внутри команды позволяет привить пловцам привычку побеждать;
  • Ответственность за положительную атмосферу внутри команды полностью ложится на плечи главного тренера;
  • Тренеру важно не только демонстрировать лидерские качества, но различать потенциальных лидеров среди пловцов;
  • Каждый атлет ждет отзыва о своей работе;
  • Тренер должен быть уверен, что все члены команды несут ответственность за свои действия.

Источник информации: из книги “Плавание / [пер. с англ. Кононова Е.] 2014, стр. 80-82

Теги:

Добавить комментарий